Билеты и расписание на автобус.В приложении еще быстрее

Самые необычные автобусы в истории: от «голубиных омнибусов» до «дьябло рохо»

Назад в статьи
quantity 1338
С ростом численности населения городов у общества во всех развитых странах мира возникла необходимость в общественном транспорте, пионером которого в 19 веке стали автобусы. Да, поезда в то время уже были общепризнанным средством передвижения на большие расстояния. И очень перспективным: в железные дороги вкладывались магнаты и целые государства. Однако был и есть у ж/д транспорта один минус — перевозить пассажиров и грузы такой транспорт может только по своей «выделенной» линии. Как быть в городах и пригородах, где в короткие сроки не проложить рельсы, а если и построить колею — вдруг понадобится менять маршрут? Кареты и дилижансы, на протяжении веков остававшиеся единственным сухопутным прообразом общественного транспорта, уже не могли удовлетворить потребностей быстрорастущего населения. Люди придумали автобус.

Изначально автобусы были мало похожи на те, которыми мы привыкли пользоваться сегодня. Одними из первых стали омнибусы, получившие распространение в США и Западной Европе. Отличительной особенностью омнибусов был их «мотор» — эта повозка передвигалась на конной тяге. По сути, та же карета, но в ней было заложено уже значительно больше посадочных мест. Не так комфортно, как ездили графы, зато дешево и всегда можно поболтать с попутчиками.



первый автобус

Один из первых автобусов

Была модификация на паровой тяге: с пассажирами и водителем ехал кочегар на подножке, подкидывавший уголь в топку. Это изобретение не прижилось хотя бы потому, что было дико грязным, да и вскоре изобрели бензиновый двигатель. Это стало революцией. Автобусы начали приобретать современные черты, а люди поняли, насколько автобус — удобное, недорогое и мобильное средство передвижения. Первооткрывателями были, конечно же, немцы, из Benz, в 1896 году презентовавшие первый автобус с двигателем внутреннего сгорания. Он разгонялся до 13 км/ч! Но, к слову, спустя всего несколько лет российские инженеры обошли коллег. На заводе «Фреза» в 1903-м выпустили первый 10-местный автобус, который мог преодолевать 16 километров за час. 



1936 Kenworth

1936 Kenworth


В эти же годы аналогичные изобретения начинают захватывать Лондон. Правда, до знаменитого красного двухэтажного автобуса еще около полувека — они начали курсировать в конце 50-х и по сей день остаются визитной карточкой британской столицы. По одной из версий, прототипом даблдеккеров стали «голубиные автобусы». Их придумали в британской армии во время Первой мировой войны специально для перевозки … именно, голубей. Таким способом военные доставляли к линии фронта служивых пернатых, использовавшихся для передачи посланий. Легенда, пожалуй, не совсем реалистична, так как еще в 30-х годах двухэтажные автобусы стали невероятно популярны в США. Например, были такие — Pickwick Duplex Nite Coach.Кстати, именно в США появился аналог советского «Икаруса» с «гармошкой», и это было аж в начале 40-х годов. Это Kaiser — первый в мире сочлененный автобус. Но справедливости ради стоит сказать, что советские конструкторы экспериментировали с сочлененным кузовом еще с 30-х годов. Итогом стал автопоезд ЛАЗ-695М. А первые «Икарусы» на дорогах СССР были такими, в народе их прозвали «сигарами» — это Ikarus 55 Lux.


голубиный автобус

Голубиный автобус

Pickwick Duplex Nite Coach

Pickwick Duplex Nite Coach

Kaiser

Kaiser

ЛАЗ-695М

ЛАЗ-695М

ikarus 55 lux

Ikarus 55 Lux



В середине 20 века популярность автобусов достигла таких высот во всем мире, что каждый уважающий себя автоконструктор считал долгом придумать что-нибудь эдакое, чтобы отличиться и, может быть, войти в историю. Некоторым удалось. Например, компания Currus на базе Citroёn U55 придумала для парижского автобусного туроператора автобус Groupe Cityrama с модным тогда футуристическим дизайном и панорамным обзором.



Currus

Currus


В Союзе не отставали! К примеру, НАМИ-0159. Здесь тоже было два этажа, но на втором был только водитель, который мог гораздо лучше видеть дорогу.  В серию эти автобусы так и не пошли, как и многие удивительные разработки отечественных мастеров, наткнувшихся на недостаток финансирования, а то и просто узость мышления партийного руководства.



НАМИ-0159

НАМИ-0159


Страны «третьего мира» подарков от инженеров не ждут и о суперфутуристических автобусах даже не мечтают. Но мастерски выкручиваются из своего бедственного положения, которое вынуждает использовать старье, продаваемое им Штатами. Часто в страны Латинской Америки гонят списанные школьные автобусы, видавшие виды и совсем, казалось бы, унылые по дизайну. Их прозвали «Чикенбас», «куриный автобус». Веселые латиноамериканцы раскрашивают кузов в яркие цвета, украшают диодными лентами, цветными фонариками и надписями. Часто религиозного характера, вроде «Иисус меня хранит». Помощь высших сил порой необходима пассажирам «чикенбасов», на огромной скорости мотающихся над ущельями по разбитым грунтовкам. В Панаме эти автобусы зовут «дьябло рохо» — «красный дьявол». Символично.



chikenbus

Chikenbus

diablo

Diablo


Творческий запал автопроизводителей не угас по сей день. Для праздношатающихся — читай туристов — придумывают все новые примочки. Взять хотя бы автобусы-амфибии, которые закупают туроператоры для обзорных экскурсий. Пару лет назад в российской прессе появились сообщения о скором появлении таких в Москве и Санкт-Петербурге. Ждем с нетерпением!

Евгения Скибина для DaeduJournal


Хотите подобрать автобусный билет?Найти билеты

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий