Питер на один день для бывалых: прогулка по следам «Брата»
Многие бывали в Питере не раз. И не два, и не три. Казалось бы, увидели уже все достопримечательности — дворцы, музеи, мосты, потусили во всех раскрученных барах и хипстокафешках и покатались на катерах по каналам. Но для жителей Центральной России Питеру почти нет альтернатив, когда речь идет о бюджетном, но насыщенном путешествии на выходные. Как быть, чтобы не заскучать? Устраиваем тематическую прогулку!
Яндекс-карты
Осенью 1996-го здесь снимали легендарного «Брата». Съемки велись и в Ленобласти, но основные знаковые локации — в центре Питера. Фанаты культового фильма по раскадровке умудряются отыскать каждый попавший на пленку задний план. Например, по паре секунд мелькают доходный дом Эйлерса, Зимняя канавка, без Медного всадника и Исаакия тоже не обошлось. Витебский вокзал (1) — куда же без него! Сюда приезжают съемочные группы всех уважающих себя кинокартин, и не только исторических. Как-никак, атмосферное место, не то что подретушированный и слишком «советский» Московский вокзал.
Фото автора
При прогулке по городу нельзя не вспомнить об этих локациях, однако маршрут для своего кинопутешествия советуем строить вокруг отдельных мизансцен, ставших поворотными в сюжете.
Васильевский остров. Первое, на что здесь стоит обратить внимание — Андреевский рынок (2), расположенный на углу 6-й линии и Бугского переулка. Здесь Данила знакомится с торговавшим немцем Гофманом, когда защитит его от рэкетиров. Сегодня на месте стихийного рынка — непримечательный торгово-офисный центр. Узнать локацию можно по сохранившимся отдельным элементам фасада, в остальном и здание и все окружающее изменилось слишком сильно, чтобы быть опознанным без подсказок.
Фото автора
Там же, на «Ваське», расположено Смоленское лютеранское кладбище (3), где немец жил с друзьями-бомжами в одном из старых склепов. Здесь он, как пояснял, чувствовал связь с исторической родиной. Кладбище мало изменилось, не считая, конечно, появившихся новых захоронений. Но почти нетронутым сохранился даже тот самый склеп, где Данила и немец грелись у костра и куда после разборки в квартире привели случайного свидетеля — режиссера Степана, который помогал тайно хоронить трупы бандитов. Гуляя по кладбищу и вокруг склепа, есть немалый шанс наткнуться на таких же «праздношатающихся». Фанаты Балабанова, «Брата» и просто ностальгирующие по лихим 90-м устраивают сюда паломничества. Главное, вести себя скромно, не мешать остальным посетителям погоста, пришедшим на могилы своих предков.
Фото автора
Готовясь выполнить «заказ» по просьбе брата и убить контролирующего рынок бандита, Данила приходит в проходной двор-колодец (4) между Тучковым и Волховским переулками. Здесь он готовит план отступления на случай погони, тут же прячет свои вещи в выброшенной стиральной машинке. Говорят, этот бесхозный агрегат здесь стоял еще много лет. За четверть века в этом дворе не поменялось ничего: даже трубы водостока и жестяные листы над полуподвальными окнами в большинстве своем те же. Разве что припаркованные машины стали круче. Кстати, когда Данила выполняет «заказ» на Сенном рынке, он тут же направляется во двор на Васильевском острове, а затем, получив пулю, вскакивает в трамвай на Большой Разночинной улице. В реальности три эти точки очень сильно разнесены по карте, но в волшебном мире кино возможно все!
Фото автора
Еще одно запоминающееся место съемок — на берегу Финского залива возле площади Европы (5), это снова Васильевский остров. Здесь снимали встречу с бандитами в машине. Рядом находится гостиница «Прибалтийская», возле которой была сцена с перестрелкой — когда в Данилу стреляют и попадают в плеер. Кстати, именно отсюда в далеком 1989-м «Интердевочка» выпархивала на улицу после тяжелой ночной смены и игривой походкой направлялась домой.
Фото автора
За прошедшие годы в Питере поменялось многое. Город подлатали, подчистили, что не может не вызывать одобрения. Все же вспоминать постперестроечное время и просматривать артхауз того периода куда приятнее, когда самого тебя окружает чистота и красота (насколько это в нашей стране возможно). Нет уже многих трамвайных маршрутов, да и тот самый «грузовой» трамвай, который водила подруга Данилы Света, уже не встретить на улице. Многие попавшие в кадр улицы и здания изменились до неузнаваемости. Появились новые вывески, брендовые магазины и рестораны, атрибуты прежней жизни вроде таксофонных будок навсегда исчезли. Кое-что неизменно. Все тот же Аничков мост, все та же Мойка, канал Грибоедова и Казанский собор. По ним и мимо проходил Данила под песни Наутилуса и Ко, ставшие, как и фильм, свидетелями той эпохи. Одной из последних сцен стало прощание Данилы с немцем на скамейке у кладбища (кое-как притулиться у ограды можно и по сей день). Звучит диалог: «Город — это злая сила. Город забирает силу. Вот и ты пропал». Данила уезжает покорять Москву и, как мы уже знаем, попутно покоряет Чикаго.
Лайфхак. Чтобы не погрузиться в депрессию с одной стороны и подчеркнуть эстетические переживания с другой, рекомендуем составлять маршрут так, чтобы между остановками «по Брату» заходить в современные кафешки. Этого добра в Питере на каждом шагу. Во-первых, долгие прогулки требуют немалых сил для тела и духа, не забывайте вовремя подкрепиться. Во-вторых, после выпендрежно-пестрого общепита с фалафелем кладбищенский склеп еще более готичен, а «жизнь — боль». И наоборот: выйдя из двора-колодца, зайдите в кофейню, порадуйте себя круассаном. Жить стало лучше, жить стало веселей!
На обратном пути из Питера слушаем «Мы лежим на склоне холма...».
Евгения Скибина для DaeduJournal
Комментарии